Великолукский завод «Транснефтемаш»: от импортозамещения в деталях – к большому будущему
Уже не первый год тема технологической независимости является одной из самых обсуждаемых.
Уже не первый год тема технологической независимости является одной из самых обсуждаемых. Российские промышленные предприятия работают над замещением импортных инженерно-технических разработок, оборудования и комплектующих.
Способность перейти на отечественные разработки – вопрос не только государственного суверенитета, экономической эффективности, но и престижа российской инженерной школы. Тем почетнее, что ряд важных достижений принадлежит именно великолукским специалистам.
В 2024-м году стратегически значимое производство стартовало на базе филиала нефтетранспортной компании «Транснефть-Верхняя Волга» – Великолукского завода «Транснефтемаш» . Завод стал участником кооперации ведущих предприятий их разных регионов страны, объединивших усилия, чтобы впервые в России начать производство электродвигателей для высокоскоростных поездов. Как проект федерального значения скажется на железнодорожном сообщении страны и будущем Великих Лук, рассказали интернет-порталу ВЛуки.ру в службе общественных коммуникаций АО «Транснефть-Верхняя Волга».
Фото: АО «Транснефть-Верхняя Волга»Технологии для нового этапа
При запуске строительства нового и уникального для страны объекта – скоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург», открытие которой запланировано на 2028 год - одним из важнейших требований стало использование комплектующих материалов российского производства.
Главная часть нового высокоскоростного поезда – двигатель – тоже должна быть создана и построена в России. Для производства электродвигателей высокоскоростных поездов усилия объединили предприятия из разных регионов. Среди них – Великолукский завод «Транснефтемаш» .
Фото: АО «Транснефть-Верхняя Волга»Предприятие с 2014 года уже зарекомендовало себя как разработчик и производитель импортозамещающего оборудования для нефтегазовой сферы. В прошлом году перед заводом была поставлена задача запустить производство более 110 наименований деталей, которые необходимы, чтобы изготовить отечественный трехфазный асинхронный двигатель. Это внутренние и наружные вентиляторы охлаждения, их механически обработанные корпуса, кожухи и другие комплектующие.
На сегодняшний день задача успешно выполнена: производство запущено, весь запланированный перечень деталей изготовлен в полном объеме и направлен в АО «РЭД», который будет выпускать двигатели. О том, как проходил процесс импортозамещения и разработка технологии, рассказал главный инженер завода-изготовителя - «Транснефтемаш» - Антон Куренков.
«В Челябинске есть завод «Уральские динамические машины», в составе которого работает предприятие «Русские электрические двигатели». Обе организации являются частью системы «Транснефть». Завод «Русские электрические двигатели» был выбран в качестве соисполнителя для реализации проекта производства электродвигателей высокоскоростных поездов. С этим предприятием «Транснефтемаш» сотрудничает долгое время по внутренней кооперации, изготавливаем детали», – отметил Антон Геннадьевич.
Великолукскому заводу была передана часть конструкторской документации на детали, необходимые для двигателей. В свою очередь завод разработал технологию изготовления комплектующих. Было подобрано необходимое оборудование, инструменты, режимы механической и термообработки материалов.
Несмотря на то, что технология изготовления нужных комплектующих была нова для российского рынка, проводить модернизацию оборудования не потребовалось.
Великолукский завод является современным производством, имеет новое оборудование, которое совершенствуется каждый год и способно подстраиваться под определенные задачи. Потребовалось только приобретение дополнительного инструмента и разработка технологии производства под имеющееся на заводе оборудование.
«На стартовом этапе, в середине 2024 года, была изготовлена первая опытная партия деталей. Постановка на серийное производство происходила по установленной процедуре: была выполнена опытная модель, проведены испытания на прочность, и после уже принималось решение о запуске серийной партии», – объяснил Антон Куренков. Соблюдение этой последовательности нужно, чтобы гарантировать высокое качество и надежность продукции.
Специалисты должны были убедиться, что все комплектующие для высокоскоростных поездов соответствуют необходимым параметрам.
Фото: АО «Транснефть-Верхняя Волга»Технологический суверенитет
Великолукские инженеры и специалисты стали активными участниками разработки импортозамещающих технологий и оборудования для нефтегазовой сферы с 2014 года.
Чтобы перемещать нефть по трубе, требуются технологии, в создании которых задействованы многие области науки и техники. Например, нужны автоматические системы управления технологическими процессами, ИТ-решения, позволяющие обрабатывать десятки тысяч параметров одновременно, оборудование для измерения качества нефтепродуктов и многое другое. Еще в начале 2000-х большинство из этих позиций производилось исключительно за рубежом.
Масштабная программа импортозамещения основного оборудования для магистрального транспорта нефти в России, которую выполняют различные предприятия системы «Транснефть», стартовала более 10 лет назад. Великолукские специалисты внесли заметный вклад в ее реализацию.
Так, с 2014 года завод занимается производством узлов учета количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов. Предприятию удалось практически полностью заместить все необходимое оборудование – сейчас осваивается последнее изделие. Также «Транснефтемаш» начал производить установки по вводу противотурбулентных присадок, системы измерения количества и показателей качества нефти, системы сглаживания волн давления для нефтепроводов, турбинные преобразователи расхода и многое другое.
В прошлом году было открыто серийное производство горелочных устройств для теплоцентралей. В 2023 году на международной выставке «Котлы и горелки» устройства были признаны лучшей импортозамещающей разработкой по итогам конкурса «Энергоэффективность. Лучшие решения и практики». Разработке присудили первое место в номинации «За весомый вклад в реализацию программы импортозамещения».
- Наши разработки не только не уступают западным аналогам по качеству и производительности, но и имеют целый ряд преимуществ: низкую себестоимость и хорошую адаптированность к российским реалиям, - отмечает начальник отдела инновационных разработок «Транснефтемаша» Андрей Фролов. - Предприятие стремится к лидерству не только на отечественном, но и международном рынках. Мы хотим доказать, что российская инженерия шагнула далеко вперед, и вполне способна не только полностью замещать продукцию зарубежных производителей, но и создавать принципиально новые, более надежные и интересные конструкции, - добавляет главный конструктор завода Игорь Иванов. Фото: АО «Транснефть-Верхняя Волга»ВЛуки.ру
Последние новости
Рак: понять, победить, предотвратить
Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями.
Главврач Евгений Панфёров в программе «Оглавление» рассказал о развитии Псковской областной больницы. Главное
Главный врач Псковской областной клинической больницы Евгений Панфёров стал гостем программы «Оглавление» на радиостанции «Серебряный дождь» (88.3 FM) в Пскове.
Помочь в изготовлении подушек для женщин после мастэктомии приглашают псковичей
Псковскую молодёжь приглашают принять участие в мастер-классе по изготовлению подушек для женщин после мастэктомии в рамках всероссийской акции, приуроченной ко Всемирному дню борьбы с раком .
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией