Власть и оппозиция в параллельных мирах

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер».

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«Власть— не средство; она — цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть»

Джордж Оруэлл «1984»

 

Вторую неделю не утихают страсти вокруг неосторожного высказывания руководителя фракции «Единой России» в Псковском областном Собрании Армена Мнацаканяна. Когда история, казалось, уже сошла на нет, из политической летаргии пробудились псковские коммунисты. Выяснилось, что они тоже оскорблены до глубины души и требуют сатисфакции. Разумеется, они ее не получат, а заявление псковского обкома будет полностью проигнорировано. Этот случай можно было бы рассматривать как ничего не значащий эпизод псковской политической жизни. Однако, он дает нам повод сделать принципиально важное обобщение.

Дело в том, что в России совершенно извращенная модель отношений власти и оппозиции. Объективно, этих отношений нет. Есть взаимные оскорбления, системный шейминг и газлайтинг, демонстративный игнор – все, кроме нормального диалога и взаимного уважения. В здоровом обществе так быть не должно.

Источник: i.pinimg.com

А как должно? Вот вам, по-моему, прекрасный пример из политической жизни Великобритании. Это ничего, что западный опыт – полезные практики следует перенимать независимо от их происхождения. Так вот, в Соединенном Королевстве есть понятие His Majesty’s Loyal Opposition – Верная оппозиция Его Величества. Как правило, это политическая партия, занявшая на последних парламентских выборах второе место. Вот тут важны коннотации. Оппозиция Его ВеличествА, а не Его ВеличествУ. Это означает, что власть и оппозиция – не враги друг другу. Они – соперники, но вместе работают на благо страны, просто у каждого свой фронт работ и свои возможности.

А у нас – «оппозиция Его ВеличествУ», если рассуждать в рамках британской терминологии. Сама мысль о совместной работе российской власти и оппозиции ради общего блага вызывает язвительную ухмылку, потому что это просто невозможно себе представить.

Так уж повелось в нашей стране, что, если ты не у власти, значит, в политическом смысле, ты – никто. Оппозиция в современной России, с точки зрения власти, это иноагенты, популисты, бездари, которые ничего не сделали в своей жизни на благо общества, только сидят и без конца критикуют. «Критиковать легко, – любят рассуждать представители партии власти. – А вы попробуйте поработать, сделайте уже что-нибудь…». На что оппозиция вполне резонно замечает: «Да мы бы сделали, но как? Вы же нас на пушечный выстрел к рычагам не подпускаете».

Оппозиция в этом смысле ничем не лучше. К власти она относится с глубочайшим презрением, рассуждает о ней с высокомерием, какое позволяют себе отдельные представители интеллектуальной элиты в отношении понаехавшей в город деревенщины. Власть у оппозиции – это «партия жуликов и воров», «казнокрады», «дилетанты» и т.д. Она априори все делает неправильно и ведет нашу страну к катастрофе.

Две важнейшие составляющие политической жизни существуют как бы в параллельных плоскостях. Говорят громко, только совершенно не слышат друг друга.

Почему так? Прежде всего, потому что все роли тут заранее распределены. В здоровой политической системе оппозиция имеет реальные шансы забрать власть. Эта цель реалистична и вполне достижима. Кабинет министров формирует то одна, то другая политическая сила, иногда приходится составлять коалиции, поэтому есть постоянный конструктивный межпартийный диалог. В России оппозиция – вечный изгой, без единого шанса прийти к власти. Скорее уж земля налетит на небесную ось, нежели КПРФ или «Яблоко» окажутся у штурвала. При таких вводных конструктивный диалог невозможен. О чем партии власти разговаривать с КПРФ, например? Точно также «Яблоку» не о чем говорить с «Единой Россией». Это ведь как диалог профессора Хиггинса и Элизы Дулиттл – в реальном мире у них нет общих тем для обсуждения.

От разных представителей партии власти часто приходится слышать: «Нам нужна конструктивная оппозиция». А это какая? Которая не станет путаться под ногами, а будет во всем соглашаться и поддерживать власть? Порой доходит до смешного. Когда, например, лидер псковских справедливороссов Олег Брячак голосует за бюджет – он конструктивная оппозиция. А когда жестко критикует руководителя областного комитета по образованию – демагог и популист. Хотя, вроде бы, это один и тот же Олег Брячак.

Ровно также ведет себя оппозиция. Когда ее представители, демонстрируя навыки изящной словесности, огульно называют единороссов «партией жуликов и воров» – это, по их мнению, конструктивная критика. Когда же оппоненты в ответ жестко прикладывают – картинно обижаются, бегут жаловаться, требуют наказать.

При этом каждый четко знает свою роль, стороны с закрытыми глазами отыгрывают свою партию, полностью отдавая себе отчет в том, что на нашем веку эти роли не поменяются.

В последние пару лет к стандартному репертуару добавились взаимные обвинения в фашизме. Власть обвиняет оппозицию, оппозиция, в свою очередь, обвиняет власть, естественно, никто при этом даже не пытается услышать другую сторону. Армен Мнацаканян обронил, повторюсь, неоднозначную фразу со словом «убивать». «Яблоко» и КПРФ радостно зацепились, выдернули фразу из контекста и начали на этом хайповать. При том, что все участники этого «шабаша» хорошо знакомы с Арменом лично, знают его как человека не один год. Но тут противник, что называется, слегка подставился, а значит, нужно оперативно на нем оттоптаться.

Опять же, отыгрывая свою роль, псковская оппозиция интуитивно понимает, на кого можно «крошить батон», а на кого нельзя. На той же сессии регионального парламента губернатор области прошелся по оппозиции намного жестче, обеими гусеницами, что называется, переехал и «яблочников», и коммунистов. Но те наезд стерпели, проглотили молча. Потому что публичная обида на губернатора — это, во-первых, небезопасно для политической карьеры, а во-вторых, выход за рамки роли в давно утвержденном политическом либретто. А вот на лидера фракции «ЕР» в областном собрании можно публично обидеться — это современный политэтикет допускает.

Зачем все это? Да просто так. Все ведь понимают, что эти склоки и наезды – бессмысленный политический шум, не оставляющий после себя ничего. Нет во всем этом никакого содержания. «Любовь в резинке. Движение есть, прогресса нет», – говорил военком в культовом фильме «ДМБ». Вот такая у нас политическая ситуация в регионе и в стране в целом.

Константин Калиниченко

Последние новости

Изменения в стандартах медицинской помощи детям с ожирением

Министерство здравоохранения России внедряет новые методы лечения, начиная с 2025 года.

Новые инициативы в прокуратуре

Прокуратура запускает ряд новых программ для улучшения правоприменения.

Прокуратура начала расследование по делу о коррупции в местной администрации

Власти заявляют о готовности сотрудничать с правоохранительными органами.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ленинске-Кузнецком на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *